Условия формирования командно-административной системы экономики России
В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государственный капитализм».
«Государственный капитализм» – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.
Причины формирования в России системы «государственного капитализма»:
- медленные темпы развития;
- недостаточные стимулы к предпринимательству;
- мобилизационный путь развития;
- связь развития промышленности с государственными заказами;
- двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;
- узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.
Стремление к макроэкономическому регулированию не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в нашей стране имели свою собственную специфику.
До начала XX в. их основной характеристикой был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась преимущественно в интересах дворянства.
В 90-е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование которого осуществляется через систему госзаказов.
Мировая война резко усилила потребность в координации деятельности всех участников хозяйственной жизни.
Формирование системы централизованного регулирования осуществлялось как «сверху» путем создания специальных правительственных органов для решения проблем военной экономики, так и «снизу» посредством деятельности представительных органов частного капитала.
Была и третья сила: левые партии и общественные организации, влияющие на формирование общественного мнения в стране.
Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого государственного вмешательства в осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.
В годы войны каркас централизованного регулирования составили образованные в августе 1915 г. четыре особых совещания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию.
На случай же возникновения межведомственных трений было создано «сверхсовещание» с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:
- множественность регулирующих органов;
- главная функция – снабженческо-распределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);
- покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;
- административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;
- создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.
Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.
Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.
Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли.Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому.
В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства.
Выделяются два совершенно различных подхода.
- Стремление выработать концепцию экономической реформы с использованием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).
- Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.
Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую.
Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны.
Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы.
Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д.
В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами:
- жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями – главками и наркоматами;
- множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения;
- упор на централизацию распределительных функций;
- отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.
Причины быстрого формирования административно-команд-ной системы управления в Советской России:
- опора новой власти на репрессивный аппарат;
- традиционно сильное государственное вмешательство в экономику;
- господство идей справедливости в массовом сознании.
- Социально-экономические реформы в СССР и России в период с 1985 по 1998 гг.
- Основные факторы экономического подъёма 1983–1989 гг.
- Современный этап развития мирового хозяйства
- Особенности экономической политики Р. Никсона
- Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70-е гг
- Национальные программы возрождения экономики
- Экономические последствия второй мировой войны
- Экономика застоя
- Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу