Современный этап развития мирового хозяйства

Современный этап хозяйственного реформирования обусловлен рядом объективных причин. Экономические кризисы 1980–1982 гг. и 1992–1993 гг. были более глубокими и продолжительными, чем все остальные циклические кризисы послевоенной экономики.

При этом они переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами.

Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов.

Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития.

Глобализация – вхождение всех стран в зависимости от достигнутого уровня развития в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие, размывание границ между национальными комплексами, образование единого экономического пространства.

Факторы глобализации:

  • постоянное увеличение общего количества государств;
  • противоречивые последствия НТР;
  • возникновение региональных объединений;
  • разрыв в уровне развития стран.

На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии «рейганомики», названной по имени президента США Р. Рейгана.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:

  • сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
  • ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
  • дерегулирование предпринимательской деятельности;
  • проведение жесткой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции.
Нацеленность «рейганомики» на стимулирование предложения и ограничение спроса при необходимости увеличения сбережений послужило основой для названия данной экономической модели «теорией предложения». Осуществление этой программы столкнулось с серьезными трудностями.

В 1980–1982 гг. экономику страны охватил экономический кризис. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Безработица составила более 10 %.

В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и денежно-кредитной политикой. Однако экономическое развитие США происходило совсем не по сценарию авторов «теории предложения».

Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981–1985 гг. составили 2, 4 % – значительно меньше, чем обещала администрация (3,8 %).

Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9 %), хотя и были несколько выше, чем в 1973– 1981 гг. (0,6 %), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9 %).

Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.

Основные цели внутренней политики Р. Рейгана – сокращение сферы деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшение подоходных налогов, увеличение мощи вооруженных сил – оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций – с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов.

Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность «среднему классу» улучшить свое материальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции.

Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование и связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали в среднем ежегодно на 13 %.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)