Особенности методология педагогики
Педагогическое исследование выступает как объект анализа особой научной дисциплины – методологии педагогической науки. Если методология вообще изучает процесс и результаты исследования, то методология педагогики изучает процесс и результаты педагогического исследования.
Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.
Методология педагогики включает в себя следующие разделы:
- учение о структуре и функциях педагогического знания;
- исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл;
- учение о логике и методах педагогического исследования;
- учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.
Методология педагогики включает в себя систему знаний (и способы их получения) об основах и структуре психолого-педагогической теории, подходах к исследуемым процессам и явлениям, а также метода формирования навыков и развития личностных качеств.
В методологии педагогики различается как бы два аспекта – «знаниевый» и «деятельностный». Это не означает, что она раздвоена. Оба ее аспекта составляют единое целое в контексте реальной научной работы.
Методологические проблемы педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития педагогической мысли. Изучение психолого-педагогических и педагогических явлений с позиции диалектики позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. Все психологопедагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, с выявлением противоречий и путей их разрешения.
Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке. Педагогическая наука, чтобы выполнять свою прогностическую и преобразующую функции, должна заглядывать вперед, опережать практическую деятельность учителей и воспитателей.
Первоосновой познания в области педагогики, остается социальный опыт, общественная практика. Чтобы опередить и преобразовать в нужном направлении имеющийся практический опыт, педагогическая наука должна использовать все богатство человеческой культуры, общественной практики, социального опыта в целом и отражение этого опыта в научном знании. Так, педагогика не может обойтись без знаний социологических, психологических, физиологических.
Единство теории и практики в области педагогики находит свое выражение в том, что и практическая, и научная деятельность осуществляют одну и ту же социальную функцию. В.В.Краевский, Е.В. Бережнова выделяют три фактора, не дающих
остановиться развертыванию системы связи науки и практики.
- Изменение тенденций развития общества, условий жизни в нем, смена идеологических ориентиров. Соответственно, меняются цели образования, а с ними – его содержание, методы образовательной деятельности, объекты научного анализа.
- Разрыв между целями и результатами образовательного процесса. Он образуется, когда меняется цель, а педагогическая система остается прежней, и оказывается, что результаты педагогической деятельности не совпадают с целями. Конкретно несовпадение выражается в том, что не оправдываются ожидания педагогов: на выходе из системы образования оказываются люди, подготовка которых не соответствует изменившимся условиям. Наличие пробелов в науке и «узких» мест в практике стимулирует разработку научных средств, позволяющих преодолевать эти недостатки. При изменении целей образования особенно ясно проявляется способность науки к прогнозированию и тем самым проверяются уровень и качество педагогической теории. Перед наукой встает задача с наименьшими издержками на «пробы и ошибки» предсказать, как будет вести себя наличная педагогическая система в новых условиях и как ее нужно изменить, чтобы достичь максимального совпадения целей и результатов педагогической деятельности.
- Логика развития педагогической теории, точнее, теоретической деятельности в данной области. Решение какой-либо научной проблемы, как правило, открывает множество других проблем.
Накопление эмпирических фактов порождает потребность осмыслить их, совместить в целостном теоретическом представлении, в единстве многообразного.Так, необходимость целостного подхода к изучению педагогических явлений вызвана не только потребностями практики. В самой педагогической науке возникла ситуация, на базе которой, как отмечают специалисты по общей методологии науки, становится возможным и необходимым изучение целостных объектов.
Методологический уровень научных работ по педагогике определяется степенью соответствия этих работ ряду предъявляемых требований, заключающихся в необходимости поиска стратегии исследования, организации поиска и проведения, выбора тактических средств и способов методологического анализа, наличии понятийной основы, результатов исследования.
- Организационные аспекты исследовательского процесса в образовательных учреждениях
- Специфика научной деятельности в области образования
- Методики педагогического исследования
- Математические и статистические методы педагогического исследования
- Теоретические методы исследования в педагогике
- Эмпирические методы в педагогическом исследовании
- Классификация методов исследования в педагоге и психологии
- Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику
- Критерии результативности научно педагогических работ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу