Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику
Практика, как уже отмечалось, – критерий истинности результатов исследования. И обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования, и его надо отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения.
Если она достигла высокой степени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме психологических или педагогических принципов, правил, требований, отработана методика ее реализации и определены условия эффективности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методические рекомендации воплощаются в педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.
Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.
Рекомендации раскрываются во взаимосвязи содержания, форм и методов, наглядных пособий, системы задач и упражнений, рационального расчета времени на проведение тех или иных учебно-воспитательных мер. Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна и ценность.
Именно поэтому пропаганда выводов научного труда, их внедрение в практику является не только важнейшей профессиональной, но и нравственной обязанностью исследователя. Процесс психолого-педагогического исследования нельзя считать завершенным, если полученные результаты не заняли достойное место в системе подготовки будущих специалистов, остались на стадии экспериментирования.
Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на несколько звеньев:
- ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;
- формирование положительного отношения, интереса к ним;
- практическое обучение должностных лиц умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения студентов;
- предъявление к этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.
Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования, и организацию их внедрения в массовую практику. Основными источниками получения информации об итогах научного поиска являются выступления исследователя или других компетентных специалистов с лекциями, научными сообщениями перед должностными лицами, заинтересованными в материалах исследования.
Для этого используются показательные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия. Большую помощь в том оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации.
Внедрение чего-либо нового всегда связано с преодолением стереотипов, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и просчеты, организационные неурядицы, способные поколебать намерения исполнителя внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них категорически. Своевременная квалифицированная помощь такому руководителю крайне необходима. Она помогает не только правильно проанализировать его собственную практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить выводы внешнего исследования.
- Организационные аспекты исследовательского процесса в образовательных учреждениях
- Специфика научной деятельности в области образования
- Методики педагогического исследования
- Математические и статистические методы педагогического исследования
- Теоретические методы исследования в педагогике
- Эмпирические методы в педагогическом исследовании
- Классификация методов исследования в педагоге и психологии
- Критерии результативности научно педагогических работ
- Язык и стиль изложения результатов научного исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу