Управленческие решения на предприятиях промышленного бизнеса

Управленческое решение — это выбор из альтернативных вариантов, который делает руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Управленческие решения принимаются для достижения определенной цели и доводятся до исполнителей, после этого осуществляется контроль за ходом их выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата.

По степени определенности выделяют:

  • запрограммированное решение — результат реализации определенной последовательности шагов или действий, обусловленных заданным алгоритмом;
  • незапрограммированное решение возникает в новых ситуациях, обусловленных неопределенностью будущего.

На практике нет абсолютно запрограммированных или незапрограммированных решений. Так как любое решение может иметь отрицательные последствия, то необходимо достичь компромисса, то есть уравновесить негативные и положительные последствия управленческого решения.

Управленческое решение — это циклическая последовательность действий менеджера, направленная на решение задачи.

Перечислим основные этапы процесса принятия управленческого решения.

  1. Анализ и диагностика проблем, которые требуют принятия управленческого решения, в том числе анализ и диагностика внутренней и внешней среды.
  2. Формулирование цели управленческого решения.
  3. Формулирование альтернативных вариантов управленческого решения.
  4. Выбор и использование критериев выбора из альтернатив оптимального решения.
  5. Контроль за реализацией управленческого решения.
  6. Оценка принятого управленческого решения.

Принятие управленческого решения — это творческий процесс
в деятельности руководителей любого уровня, поэтому формализация этого процесса представляет собой идеализированную модель.

На рис. 1.3 изображена упрощенная модель процесса принятия управленческого решения, которая представляет собой многоэтапный циклический процесс выбора решения, базирующегося на использовании критериев эффективности и соответствия стратегии промышленного бизнеса. В практике управления широко применяется моделирование, поскольку оно позволяет формализовать процесс принятия управленческого решения.

Можно выделить ряд причин, обусловливающих необходимость использования модели принятия управленческого решения:

  • сложность бизнес‑процессов на промышленном предприятии значительно превосходит познавательные возможности человека, поэтому необходимо упростить реальный мир с помощью моделирования;

Рис. 1.3. Блок‑схема принятия управленческого решения

  • управленческие эксперименты в условиях реального мира не могут быть выполнены, так как экспериментирование может стоить дорого, требовать времени и нести высокий риск негативных последствий;
  • управление ориентировано на будущее, то есть невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, возможно, не состоится, поэтому моделирование — это единственный способ увидеть картину будущего
    и определить последствия принятого решения.

Важную роль в процессе реализации управленческого решения играет коммуникация между менеджером и подчиненными. Коммуникация — это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникации — обеспечение эффективного понимания информации (сообщения).

Процесс коммуникации включает в себя следующие этапы:

  • формулирование сообщения;
  • кодирование — превращение сообщения в символы;
  • передача с помощью специальных средств;
  • выявление помех (шумов), то есть незапланированные вмешательства среды, искажающее сообщение;
  • расшифровка сообщения получателем;
  • ответная реакция получателя;
  •  обратная связь — часть ответной реакции, которую получатель доводит до отправителя.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)