Отечественная сравнительная педагогика
В нашей стране в 1920-х гг., когда шел интенсивный процесс создания принципиально новой системы образования, уделялось большое внимание изучению зарубежного педагогического опыта.
Наибольший интерес вызывала американская школа, поскольку она в то время объективно играла роль главной педагогической лаборатории Запада. Школе и педагогике США были посвящены содержательные работы Е. Янжул, Н. Ильина, Е. Гуро, И. Свадковского, Б. Комаровского, М. Бернштейна.
В 40-х и начале 50-х гг. сравнительно-педагогические исследования приняли форму критики педагогики и школьной политики капиталистических стран на фоне шумных идеологических кампаний и ожесточенной борьбы против «космополитизма» и «низкопоклонства» перед Западом.
В 1966 г. в Московском государственном педагогическом институте создана лаборатория сравнительной педагогики. Она подготовила несколько сборников статей, а в 1977 г. — учебное пособие по сравнительной педагогике (авторы — М. С. Соколова, Е. Н. Кузьмина, М. Л. Родионов). В 70-80-е годы вышли в свет обстоятельные монографии В. П. Борисенкова, Б. Л. Вульфсона, А. Н. Джуринского, В. П. Лапчинской, 3. А. Мальковой, И. Б. Марцинковского, Н. Д. Ни- кандрова, В. Я. Пилиповского, О. И. Салимовой, С. А. Тангяна, Т. Ф. Яркиной и некоторых других исследователей.
В них:
- выявлялись основные направления реформ образования в развитых и развивающихся странах;
- освещались процессы модернизации содержания и методов обучения;
- ставился вопрос о соотношении глобальных тенденций и национальной специфики в развитии образования;
- характеризовались различные течения зарубежной педагогической мысли.
На рубеже 80-90-х гг. в российском общсствознании, включая и сравнительную педагогику, сложилась принципиально новая ситуация, позволяющая окончательно уйти от конфронтационной риторики и априорной идеологической заданности. В ряде публикаций последних лет:
- объективно анализируется состояние и тенденции развития образования;
- характеризуется баланс успехов и неудач реформ образования за рубежом и в России.
К ним относятся:
- монография «Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции»;
- сборники научных трудов «Методологические проблемы сравнительной педагогики», «Образование в мире на пороге XXI века», «Прогностические модели систем образования в зарубежных странах»;
- педагогическая периодика.
Среди изданий конца 90-х гг. следует отметить следующие:
- Вульфсон Б. Л. и Малькова 3. А. «Сравнительная педагогика»;
- Джуринский А. Н. «Развитие образования в современном мире»;
- Дмитриев Г. Д. «Многокультурное образование»;
- Салимова К. и Додде Н. «Педагогика народов мира».
Курс сравнительной педагогики читается в вузах и является одним из самых заметных в цикле психолого-педагогических дисциплин.
- Зарубежные системы подготовки кадров и управления профессиональным образованием
- Управление образованием в России и за рубежом
- Мировой и отечественный опыт инклюзивного образования
- Новый инструмент современного образования
- Феномен исследовательского университета (ведущего вуза)
- Подготовка педагогических кадров за рубежом
- Проблемы организации, содержания, структуры, кадров и управления образовательными системами
- Изменяющийся контекст современного образования
- Образование и культура мусульманского Востока в рамках религии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу