Общие закономерности развития науки

Выделяются шесть основных закономерностей развития науки.

Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. Это главная движущая сила, или источник развития науки.

При этом подчеркнем, что обусловлена она не просто потребностями практики, например педагогической, образовательной, а именно — общественно-исторической практики.

Каждое конкретное исследование может и не обусловливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться личными интересами ученого.

Относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствующего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности.

При этом от ученого нередко требуется определенное мужество, когда его научные взгляды, его научные построения идут  вразрез  с устоявшимися традициями, с установками того или иного министерства или с действующими нормативами, документами и т.п.

Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.

Эволюционное развитие науки — процесс постепенного накопления новых фактов,       экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов.

Революции в науке наступают, когда начинается коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых     данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений.

Но ломке и отбрасыванию подвергается при этом не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование, например, неправильная универсализация законов и принципов, имеющих в действительности лишь относительный, ограниченный характер.

Так, например, в сфере гуманитарных, общественных наук мы сегодня находимся, очевидно, на этапе их революционного развития.

При этом нередко встречаются попытки некоторых ученых, отбросить все, что было наработано этими науками за годы советской власти, и начать «все сначала»; или вернуться к исходным позициям до 1917 г. или даже до 1913 г.

Но, как говорится, «из песни слов не выкинешь» — ученый должен быть объективен и учитывать   то хорошее, созидательное, что было достигнуто во все периоды истории.

Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки.

В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений.

Свобода критик, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.

Поскольку диалектически противоречивый характер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мнениях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоречивые стороны изучаемых процессов.

В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная односторонность различных взглядов на объект исследования и   вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день наиболее адекватное отражение самой действительности.

Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:

Кумулятивный характер развития научного знания. Новые знания соединяются, интегрируются с прежними, не отвергая прежних, а дополняя их.

На протяжении последних столетий развитие научного знания происходит по экспоненциальному закону, т.е. за каждые десять лет объем научных  знаний  удваивается.

Причем, любое новое научное знание может быть получено только  в том случае, если исследователь изучил все, что было  сделано  его предшественниками.

Это необходимо еще раз особо подчеркнуть, поскольку нередко в учебных заведениях начинают «экспериментировать»,  не  изучив научную литературу по проблеме «эксперимента» и тем самым зачастую «изобретается велосипед» или «открывается Америка».

Дифференциация и интеграция науки.  Накопление научных знаний приводит к дифференциации,  к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасти научного  знания,  например, химическая биофизика и физическая биохимия, педагогическая психология и психологическая педагогика  и т.д.

В то же время происходят и  интеграционные процессы, когда  появляются  общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни и тысячи разрозненных фактов. Так, например, открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона позволило объяснить с единой теоретической основы тысячи различных химических реакций.

А создание Д. Максвеллом системы четырех уравнений электродинамики позволило не только объяснить все известные к тому времени явления электричества и  магнетизма, но и предсказать существование радиоволн и многие другие явления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)