Моделирование систем

Следующей стадией фазы проектирования педагогической (образовательной) системы становится ее моделирование. Модель выступает как образ будущей системы.

В процессе моделирования задействованы четыре «участника»: «субъект» — инициатор моделирования и/или пользователь его результатов; «объект-оригинал» — предмет моделирования, т.е. та педагогическая, образовательная система, которую хочет создать и/или пользоваться в дальнейшем «субъект»; «модель» — образ, отображение объекта; «среда», в которой находятся и с которой взаимодействуют все «участники».

В целях уяснения сущности моделирования сопоставим  стадию моделирования в проектировании педагогических систем (практическая педагогическая деятельность) с проектированием научного исследования (научно-педагогическая деятельность). Как известно, модели делятся на познавательные и прагматические (практические).

Познавательные модели — это предположительные об-разы будущего научного знания, то есть научные гипотезы. И  стадии моделирования в проектировании практической педагогической деятельности, в проектировании научного исследования соответствует стадия построения гипотезы.

Таким образом, познавательные модели отражают предварительно существующее (научное знание). Прагматические же модели не существующее (в практике), но желаемое и, возможно, осуществимое.

Прагматические модели  проектируемых педагогических систем, так же, как и сами системы, могут быть, естественно, на разных  уровнях иерархии.

Можно говорить, к примеру, о модели  урока; о модели образовательного учреждения, на-пример, об авторских моделях школ — школа В. Караковского, авторский профессиональный лицей Н.С. Бородина, авторская система довузовского образования сельских школьников Л.П. Куракова, авторский туристический университет В.А. Квартальнова и т.д.; или о модели, к примеру, региональной системы непрерывного образования Гжели.

Прагматические модели являются способом организации практических действий, способом представления как бы образцово правильных действий и их результатов, то есть является рабочим представлением, образом будущей системы.

Таким образом, прагматические модели носят нормативный характер для дальнейшей деятельности, играют роль стандарта, образца, под который «подгоняется» в дальнейшем как сама деятельность, так и ее результаты.

Примерами прагматических моделей могут быть планы и программы действий, уставы организаций, кодексы законов, рабочие чертежи, экзаменационные требования и т.д.

Стадия моделирования включает в себя этапы: построения моделей; оптимизации моделей; выбора модели (принятия решения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)