Культурные индустрии с позиции культурологии, экономики, социологии
Итак, в международной научно-исследовательской практике компоненты деятельности, в которой творчество, используемое в различных проявлениях, имеет статус производственного фактора, описываются рядом понятий: «культурные индустрии», «креативные индустрии», «творческие индустрии», «креативная экономика», «экономика знаний».
Синонимический ряд можно продолжить альтернативными терминами, используемыми не столь часто: «индустрии досуга», «индустрии развлечений», «креативные отрасли», «творческие отрасли», «креативный сектор», «творческий сектор», «творческие сферы экономики», «шоубизнес», «арт-бизнес», «когнитивные индустрии», «индустрия контента» и т.д.В этой связи можно выделить две демаркационные линии: первой — утверждается академический (научный) дискурс, второй — устанавливается политический (административный) дискурс.
Подход к понятию на уровне культурных процессов связан с концепцией культурных и творческих отраслей и осуществляется в пределах культурологии, антропологии, социологии и политической экономики, в то время как политический аспект и понимание культурного воспроизводства как отрасли изучаются в рамках прикладной экономики и практических политических исследований.
При этом, как мы отмечали, в исследованиях философов, культурологов, антропологов, социологов чаще речь идет о культурных индустриях, а в исследованиях экономистов — преимущественно о креативных индустриях и креативной экономике.
Другая доля работ посвящена отдельным секторам культурных индустрий и осмыслению их культурологического содержания.
С учетом концептуальных вопросов, важно отметить, что феномен культурных и креативных индустрий все еще находится в стадии уточнения и концептуализации.
Как было описано в предыдущих параграфах, будучи продуктом урбанизации, культурные/креативные/творческие индустрии впервые стали предметом научного осмысления со стороны представителей философской школы.
И только спустя полвека явление привлекло внимание специалистов в области экономики ввиду стремительного роста данного сектора производства и его доли в общем объеме финансового оборота.
При этом в качестве отличительной черты культурного воспроизводства был определен парадокс издержек: высокие затраты и риск невостребованности при создании продукции при значительно недорогом тиражировании уже готового товара.
Еще одна заметная демаркационная линия — возможность повторного потребления продукта или услуги, как тем же индивидом, так и другими, что дает культурным индустриям неограниченные преимущественные характеристики перед другими видами индустрий.Новые темы и перспективы исследований, а также политическая обработка различных культурных доменов в наиболее развитых странах привели к разработке концепции инновационного развития, в рамках которого творческие ресурсы, а также тексты, знаки и символы, сосредоточенные в различных областях культурной деятельности, были признаны в качестве фактора экономического роста.
Со временем элементы креативности стали прослеживаться во всех видах и отраслях производства. В соответствии с маркетинговыми технологиями, каждый лэйбл обладает добавленной стоимостью, которую потребитель готов заплатить за престиж, имидж, ожидания.
В этой связи доля специалистов, ответственных за формирование образа товара, его продвижение и продажи, в любой производственной компании становится все значительнее, а границы между «креативным» и «некреативным» производством все более размытыми.
Социологическое измерение культурных индустрий также проистекает из специфики самого понятия. Благодаря тиражированию, которое в цифровую эпоху приобретает безграничные возможности, созданная в коммерческих целях культурная продукция или услуга именно в силу своего многократного повторения и репродуцирования начинает воздействовать на массовое сознание, видоизменять его.
При этом само явление вызывает по отношению к себе противоречивую реакцию, в том числе представителей разных социальных групп.
Способность культурных индустрий обеспечивать занятость населения — формирует отдельную проблемную среду для социологических исследований.
Так, например, Международная организация труда (МОТ, International Labour Organization (англ.), ILO) — специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами регулирования трудовых отношений — регулярно проводит исследования по продвижению и развитию культуры посредством создания рабочих мест и малых предприятий в этом секторе в различных странах.Подробному изучению МОТ подвергаются такие области культурных индустрий, как музыкальная индустрия, этнотуризм, ремесла и визуальные искусства, представления и танец, кинопроизводство и телевидение.
Сбор таких данных представляет ценный материал для социологических исследований, а также может лечь в основу для выявления значимых культурных процессов.
- Культурные индустрии в национальных регионах на примере Якутии
- Кольский полуостров, как территория культурных индустрий
- Культурные индустрии в регионах России
- Стратегии городского развития через культурные индустрии
- Деятельность проектных агентств
- Лакуны в исследованиях культурных индустрий
- Классификация культурных индустрий в трудах российских ученых
- Культурные индустрии в контексте культурологического знания
- Мягкая сила Азии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу