Конституционные гарантии информационных прав

В тексте основного закона государства – Конституции Российской Федерации зафиксированы основные права и свободы человека и гражданина.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова (п. 1 ст. 29). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4. ст.29).

Одновременно Конституция определяет и ограничения на распространение информации. Это конституционные права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также защиту государственной тайны, противодействие пропаганде экстремистской идеологии.

Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получения у них запрашиваемой информации.

Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией каждого с каждым. Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения произведенной информации всеми законными способами. Эти права могут быть ограничены только законом, а не указом, постановлением, решением или другим подзаконным актом.

Институт права на информацию – это совокупность правовых актов и отдельных норм, определяющих порядок реализации прав субъектов информационного права в области производства (создания) информации, поиска и получения (доступа) информации, сбора, хранения, передачи, использования, распространения информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам человека, государства, общества и обеспечивающих создание информационных ресурсов, необходимых для реализации других прав и обязанностей субъектов права, предусмотренных и гарантированных законодательством РФ и нормами международного права.

Институт права на информацию следует отличать от институтов информационного права. Институты информационного права многообразны. Это – информация, сведения, сообщения, данные, тайна, правовой режим информации, информационная система, информационный ресурс и другие.

Институты могут быть общеправовыми (правовой режим, право на информацию, защита информации) и межотраслевыми (институт собственности на результаты интеллектуальной деятельности). Институты могут делиться на подинституты.

Так, институт правового режима отражает метод регулирования, и далее разделяется на подинституты по признакам предметов регулирования:

  • информационные объекты и ресурсы;
  • информационные системы;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Информационное право Российской Федерации в наибольшей степени испытывает влияние международных принципов информационного права.

Развитие коммуникационных технологий в условиях трансграничной, транснациональной природы сети Интернет, с одной стороны, порождает требование унификации норм правового регулирования информационной сферы, с другой стороны, порождает риски информационной безопасности. Необходимо понимать, что международное право не обладает прямым действием, так как независимость и приоритет национального законодательства сохраняется. В этом заключается суверенитет государства.

Международное право по своему содержанию – это набор деклараций, положений, выработанных экспертами авторитетных международных организаций, которые рекомендуется включить (имплементировать) полностью или частично в законодательство государства. Но допустимо и игнорирование, что порождает политическую, экономическую, социальную и
технологическую изолированность.

Международные принципы информационного права изложены в следующих документах:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Окинавская хартия глобального информационного общества (2000 г.).
  • Всеобщая декларация прав человека утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В этой декларации изложены ряд положений и принципов, связанных и информационной сферой.

В ст. 12 Всеобщей декларации записано: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию».

Таким образом, провозглашаются принципы:

  • неприкосновенность личной и семейной жизни;
  • неприкосновенность тайны переписки (корреспонденции);
  • неприкосновенность чести и репутации.

Здесь приводится пример сокращенного и упрощенного изложения положений для студентов неюридических вузов. Детальное рассмотрение терминов, в том числе различий содержания и значений понятий «вмешательство» и «посягательство», симметричных формулировок на других официальных языках ООН, может продемонстрировать всю сложность трансляции идеи в текст, сложность определения и понимания международных правовых принципов.

Статья 19 гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Тем самым определяются информационные свободы:

  • свобода иметь убеждения, их придерживаться и выражать;
  • свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами;
  • трансграничность получения и распространения информации.

Необходимо помнить, что речь идет о правах отдельного человека, личности, но не об организациях или корпорациях. Также необходимо помнить и понимать исторический контекст принятия этого документа. Рассматривая понятие «любые средства» распространения информации, необходимо понимать, что в 1948 году трудно было предвидеть возможности сети Интернет по распространению недостоверной информации. В то время основным источником информации для населения были периодическая печать, радио-вещание и кинохроника перед началом фильмов в кинотеатрах.

Статья 27 Всеобщей декларации гласит: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

Из всего спектра перечисленных и подразумеваемых в этой статье свобод можно выделить только один – о том, что результаты достижений науки свободны для распространения, то есть не могут приватизироваться. Кажется, что это входит в противоречие с принципами патентного права. Получается, что изобретения, защищенные патентом, не являются наукой в понимании ООН 1948 года. Выходом является разделение науки на два вида: фундаментальную и прикладную. Водоразделом между фундаментальной и прикладной наукой является различие в содержании понятий «открытие» и «изобретение».Определяющим здесь является признак «промышленно применимо» (ст. 1350 ГК РФ).

Интересно
Право есть не что иное, как механизм поиска и поддержания баланса интересов и действий участников правоотношений. Так, противостоят, с одной стороны, принципы свободы получения и распространения информации, свободы слова и творчества, а с другой стороны, неприкосновенность частной жизни и обеспечение информационной безопасности государства. При поверхностном взгляде эти принципы взаимоисключающие, но в реальности, в сфере правового обеспечения они сбалансированы нормами правовых актов.

Следующим признанным международным актом является «Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.). В этой конвенции провозглашены не только свободы, но определены ограничения в сфере распространения информации. В ст. 10 рассматриваемой конвенции прямо записано: «Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий», то есть признается право государств на регулирование информационных потоков, что создает баланс для свободы распространения информации.

Далее в Конвенции указывается, что осуществление свобод «может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Таким образом, процессы законодательного обеспечения информационных отношений и формирования информационного права Российской Федерации не имеют существенных отличий от признанных международным сообществом правовых норм.

Еще один акт, который необходимо рассмотреть в рамках этой темы, является «Международный пакт о гражданских и политических правах», принятый на Генеральной Ассамблее ООН 19 декабря 1966 г. Этот пакт также формирует баланс свободы и безопасности. При этом защитительные нормы находятся выше, что разрешительные.

В ст. 17 устанавливается:

«Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию». 

То есть осуществление прав и свобод одного человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В статье 19, которая начинается с утверждения свободы мнения:

«Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору», но заканчивается перечнем причин для ограничения указанных свобод: «… сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

  • для уважения прав и репутации других лиц,
  • для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Статья 20 устанавливает прямые запреты на некоторые темы для обсуждения: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.

Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Аналогичные принципы практически дословно повторяются в Конституции Российской Федерации.

Помимо международных конвенций существуют и региональные соглашения в информационной сфере. Одним из таких документов является «Соглашение между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)