Эпоха Средних веков

Под Средними веками принято рассматривать довольно обширный хронологический период, начиная от времени падения Западной Римской империи. Верхняя граница средневековья вызывает дискуссии и определяется различным образом.

Для экономической мысли эпохи средних веков характерны исследования:

  • роли главного богатства – земли;
  • эффективности развития сельского хозяйства, вопросов доходности земельных владений и хозяйств;
  • отношению к деньгам, ростовщичеству и торговле вообще;
  • рассмотрение практически всего комплекса экономической проблематики сквозь призму религиозных проблем;
  • изучение справедливости товарного обмена между городом и деревней;
  • необходимое количество денег в обращении и для достойной (негрешной) жизни.

Первые попытки регламентации были предприняты в так называемых «варварских правдах».

Древнейшей является «Салическая правда». Она составлена в правление короля Хлодвига (конец V-начало VI вв.). Текст правды уделяет внимание, например, проблеме наследования и передачи имущества.

«Глава XLVI. О передаче имущества. При этом нужно соблюдать следующее: … пусть назначат судебное собрание, и на этом собрании должны иметь при себе щит, и три человека должны предъявить три иска…».

«Рипуарская правда» – судебник другого франкского племени (сложилась в VI в., но есть и в редакции VIII в.).

Известны так же:

  1. «Вестготская правда» (VI–VII вв.). В ее основу был положен свод законов короля вестготов Эриха (466–489 гг.).
  2. «Аламаннская правда» (VIII в.).
  3. «Баварская правда» (VIII в.).
  4. «Саксонская правда» (конец VIII – начало IX вв.).
  5. «Тюрингская правда» (конец VIII – начало IX вв.).

На базе «Салической правды» был создан ряд «Судебников», которые имели действие более 300 лет.

Довольно близки по содержанию «варварским правдам» англосаксонские записи норм обычного права. Например, «Правда Этельберта» (VI в.), «Правда Инэ» (около 690 г.), а также скандинавские провинциальные судебники (XII–XIV вв.).

Особое место свод законов (эдикт) остготского короля Теодориха в Италии (V в.). В значительной мере эдикт испытывает влияние юридического наследия Древнего Рима.

Вопросы экономических отношений подробно рассматривались в «Капитуляриях» франкских королей, церковных документации (церковных законов, постановлений церковных соборов и синодов, декретов и решений местных церковных сеньоров (епископов), действовавших в пределах регионов их влияния) все они являлись частью так называемого «канонического права».

Существовал так же обширный актовый материал (иммунитетные и духовные грамот, акты купли-продажи и др.).

Значительным авторитетом пользовались:

  1. «Капитулярий о виллах» или хозяйственный реестр эпохи правления короля Карла Великого (конец VIII в.); «Книга страшного суда» (1086 г.). Английская поземельная перепись.
  2. «Сен-Жерменской полиптик» и иные нормативные документы монастырей, регулировавшие экономическую жизнь.
  3. «Устав Ганзейского союза» и иные межгосударственные договоры и соглашения;
  4. «Уставы» и «Правила» средневековых купеческих гильдий и цехов.

Экономическая мысль эпохи средних веков представлена довольно пространно.

Иоанн Дунс Скот (1265-1308 гг.) в главном сочинении «Sententiae» полемизировал с Фомой Аквинским по вопросу расчета «справедливой цены». Считал, что его предложение более справедливо, поскольку он добавил в формулу затраты на оплату труда и издержки, защищал торговцев, поскольку те выполняют важную роль в обществе перевозки товаров и представляя покупателям возможность их приобретения.

Жан Буридан (1300 – после 1358 гг.) указывал, что деньги могут рассматриваться в двух ипостасях:

  1. Как стоимость металла.
  2. Как покупательная способность.

Автор был уверен в том, что рыночные цены определяет совокупный спрос, а не индивидуальный, следовательно, «справедливая цена» – это цена, которую согласны платить все, а не индивидуальный покупатель.

Николай Орем (1320-1382 гг.) создал один из древнейших средневековых трактатов «О происхождении и сущности денег».

Антонин Пьероци (архиепископ Флоренции) защищал право государства активно вмешиваться в дела коммерции, поскольку обязано выступать защитником населения (особенно малообеспеченных слоев общества). В качестве компонентов, влияющих на стоимость товара, указывал «пригодность для употребления, редкость и субъективную ценность».

В средневековом Китае источниками по экономической проблематике служат сборники императорских указов и авторские
сочинения. Так Ли Гоу в трактате «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI век) рассматривал финансы в качестве главного средства достижения успеха и порядка.

Для достижения идеала необходимо было сократить государственные расходы и провести реформу землепользования.

В средневековой Индии (XI-XVII вв.) обобщающие экономические сочинения не сохранились. Однако каждое государство в качестве основы налоговой политики выбирало размер собранных налогов за прошлый год.

Собранные налоги шли на содержание феодалов и горожан, поскольку город считался центром экономической и финансовой жизни региона.

В средневековой Японии широкую известность имели взгляды экономиста Миеси Киеюки (847-918 гг.) автора «Памятной записки из 12 статей», в которой он высказал идеи экономии государственного бюджета, сокращения налогов и реформирования торговли.

Хонда Тосиаки (1744-1821 гг.) выступал за покровительство ремеслам, развитию внешней торговли и передачу торговли в руки самураев, обладающих честностью и умением держать данное слово. Арабские страны строили свои экономические системы на принципах, подробно изложенных в Коране. Экономическую линию государства разрабатывали ученые богословы и законоведы. Так Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим (731-798 гг.) в «Книге о подати» разработал систему налогов.

Интересно
Экономическую проблематику в своем творчестве подробно исследовал Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.). Ему принадлежит «теория общественного прогресса», в основе которой находятся экономические составляющие. Рынок, по его мнению, стимулирует производительность труда и совершенствует ремесла. На курс денег (их металлической основы) влияют рыночные колебания. Ему же принадлежать идеи определения стоимости труда человека и определения компонентов, определяющих стоимость товара.

Наиболее ярким автором, изучающим экономические проблемы, был Фома Аквинский (Аквинат).

Известна его работа «О справедливой цене» (XIII в.). Это сочинение долгое время являлось нормативным документом католической Церкви.

«Справедливой» Аквинский считал цену, которая покрывает затраты и обеспечивает каждому сословию «приличествующее ему благосостояние». Взгляды Аквинского различались с воззрениями его предшественников. Таким образом, норма прибыльности ставилась в зависимость от сословной принадлежности человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)