Державы-союзники США

Среди держав-союзников США можно выделить Великобританию, Францию, Германию и большинство стран Европы, Японию, Республику Корею, Канаду, Австралию, Израиль и ряд менее значимых стран Азии, Африки и Америки. Они также могут быть разделены на несколько подгрупп, исходя из причин их сотрудничества с США.

Великобритания была и остается главным и самым могущественным союзником США. Как и Вашингтон, Лондон имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН, располагает ядерным оружием и масштабным флотом.

Особое значение имеет его влияние на бывшие колонии, прежде всего через Британское содружество, представляющего собой важный дипломатический ресурс.

По рейтингам «мягкой силы» Великобритания также занимает высокие позиции. Для Лондона, как ближайшего, пусть и младшего, партнера Вашингтона, однополярный мир представляется наиболее приемлемым вариантом международных отношений, гарантирующим Великобритании привилегированное положение по сравнению с другими странами Европы.

В отличие от Великобритании, которая неотступно следует за курсом США и мало заинтересована в интеграции с остальной Европой, Франция демонстрирует более заметную самостоятельность по отношению к Вашингтону и является одним из лидеров Европейского Союза. Как и Лондон, Париж обладает такими ресурсами, как право вето в Совете Безопасности и ядерное оружие (причем, в отличие от британского, оно управляется независимо от США).

Сходство с Великобританией усиливается и за счет особых отношений с бывшими колониями, и за счет значительного потенциала «мягкой силы». Хорошо развитый ВМФ и заморские территории дают возможности для глобальной проекции силы.

Как уже упоминалось, Франция не полностью готова довольствоваться статусом младшего партнера в альянсе с Соединенными Штатами, и стремится к относительной автономии действий. Сотрудничество с Вашингтоном является для Парижа необходимым, в связи с общими ценностями либеральной демократии и общими целями по поддержанию статуса-кво в мире и борьбе с терроризмом. Франция желала бы быть лидером сильной и самостоятельной Европы, которая бы на равных взаимодействовала с США, но в текущей ситуации достигнуть этого крайне сложно, и французская элита вынуждена ограничиваться лишь отдельными отступлениями от линии, проводимой Белым домом.

Интересно
Германия, как и Франция, стремится к лидерству в Европе. Правда, Берлин заметно уступает Парижу по ресурсам, поскольку не имеет ни места в Совете Безопасности, ни ядерного оружия, ни сильного флота, ни заморских территорий. Внешняя политика Германии, таким образом, сосредоточена на Европейском союзе и, в особенности, восточноевропейских (и отчасти южноевропейских) странах. Это делает Германию, с точки зрения США, опорным центром на антироссийском фронте.

Действительно, Берлин оказывает содействие Польше, странам Прибалтики и Украине по подготовке к «возможной российской агрессии», поставляя вооружения и тренируя военнослужащих. Но в то же время немецкая элита осознает, что безоговорочная конфронтация с Россией противоречит ее интересам, и потому в определенных вопросах (например, поставок природного газа) отступает от требований Вашингтона. Германия может рассматриваться как держава-лидер для стран Восточной Европы, группирующихся вокруг нее.

Остальные государства Европы, входящие в орбиту США, могут быть разделены на несколько подгрупп.

Первая подгруппа — такие южноевропейские страны как Италия, Испания и Португалия. Они нередко недовольны определенными аспектами политики ЕС, которому вынуждены подчиняться. Все три страны обладают заметными ресурсами «мягкой силы», но уступают северным соседям по социально-экономическому развитию. Италия до середины XX века считалась великой державой, и до сих пор демонстрирует попытки проводить самостоятельный курс, в частности, предлагая снять наложенные на Россию санкции.

Внешняя политика Италии и Испании, в связи с их геополитическим положением, уделяет повышенное внимание Средиземноморскому региону и Северной Африке. Для них крайне актуальна проблема миграции, так как именно ни их побережье прибывают потоки мигрантов из Африки. Испания и Португалия располагают особыми отношениями со своими бывшими колониями, что придает им возможности на мировой арене, обычно не доступные для держав регионального уровня.

Сотрудничество стран южноевропейской подгруппы с США связано с их оборонными и экономическими интересами. Вторая подгруппа — восточноевропейские страны. Их возможности сильно уступают перечисленным выше державам, и многие из них имеют до сих пор неразрешенные социальные проблемы. При этом они традиционно выступают с активной поддержкой инициатив Вашингтона, видя в США защитника от «российской угрозы» и источник финансовой помощи.

Интересно
В качестве наиболее активной державы Восточной Европы может рассматриваться Польша, претендующая на лидерство в подгруппе (хотя центром притяжения остается Германия). Балканские страны, составляющие третью подгруппу, во многом сходны по своему социально-экономическому положению с восточноевропейскими соседями, но их внешняя политика по отношению к России не является однозначно конфронтационной. Эти страны озабочены неразрешенными этнорелигиозными конфликтами в регионе и близостью погруженного в нестабильность Ближнего востока.

Миграционный кризис 2015 года нанес им заметный ущерб и вызвал ожесточение по отношению к властям ЕС, требовавшим принимать мигрантов. Особо следует отметить тот факт, что расположенная на Балканах Сербия вообще не входит в американоцентрическую систему, и, следовательно, в данную подгруппу. Белград имеет противоречивые отношения с соседними европейскими странами и отчасти ориентируется на Москву. Венгрия в последние годы тоже демонстрирует тенденцию к обособлению от Брюсселя и Вашингтона, но пока нет оснований говорить об ее полном выходе из подгруппы.

Четвертая подгруппа — средние державы севера Европы, включая скандинавские страны, Бельгию, Нидерланды и Финляндию. Это страны с высоким (в том числе у скандинавских — самым высоким в мире) уровнем социального развития. Они проявляют большую заинтересованность в охране прав человека и потому в целом благожелательно относятся к претензиям Вашингтона на роль «глобального полицейского», который будет следить за обеспечением этих прав.

Для Норвегии и Швеции следование за США также продиктовано их страхом перед «российской угрозой», в то время как Финляндия традиционно занимает более благожелательную к Москве позицию.

Япония, Южная Корея, а также Тайвань составляют дальневосточную подгруппу американоцентрической системы. Эти три страны, находящиеся в сложных отношениях друг с другом (Тайвань вообще не имеет официальных отношений с двумя другими) объединены общим союзником — США и общими противниками — КНР и КНДР. Япония в последнее десятилетие взяла курс на пересмотр пацифистского характера своей Конституции и превращения Сил самообороны в армию. Альянс с США продолжает оставаться фундаментом японской внешней политики, но Токио также активно ищет дополнительных союзников против КНР и потому сближается с Индией и странами Юго-Восточной Азии.

Внешнеполитические возможности Республики Корея скованы ее проблемным геополитическим положением, поскольку помимо сухопутной границы со своим главным антагонистом — КНДР, Сеул также стратегически сжат между КНР и Японией. В подобной ситуации Южная Корея не имеет иного выхода, как сохранять тесное партнёрство с Вашингтоном.

К американоцентрической группе также относятся Канада и Австралия, которые сходны между собой прочными историческими связями с Великобританией.

Разумеется, крайняя географическая удаленность дает им разные внешнеполитические приоритеты — для Канады это продвижение либеральных ценностей и прав человека (она сходна в этом со странами североевропейской подгруппы), для Австралии — лидерство в Океании и противодействие потенциальной китайской угрозе с севера.

В Латинской Америке и Африке принадлежность стран к союзникам Вашингтона меняется вместе с правительством. Можно говорить о стабильно проамериканском курсе Колумбии и Парагвая, на территории которых находятся военные базы Соединенных Штатов.

Как уже упоминалось ранее, претензии США на создание однополярного мира вызвали все более активное сопротивление двух глобальных держав — Китайской Народной республики и Российской Федерации. Отдельные другие государства, по разным причинам находящиеся в негативных отношениях с Вашингтоном, стали также сближаться с двумя евразийскими державами. Речь идет не о формировании какого-то официального блока, но о сотрудничестве ради общей цели — недопущения мирового господства одной сверхдержавы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)