Бюджетная классификация – аналитическая основа бухгалтерского учета в государственных учреждениях

Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • Классификацию операций публично-правовых образований (далее – Классификация операций сектора государственного управления – КОСГУ).

Указания о порядке применения бюджетной классификации утверждаются Приказами Минфина России и устанавливают принципы назначения, структуру, порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов российской бюджетной системы.

К принципам назначения кодов бюджетной классификации РФ относятся следующие.

Принцип единства назначения кодов. Означает назначение кодов бюджетной классификации РФ на условиях единства для бюджетов российской бюджетной системы структуры кодов бюджетной классификации РФ, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации РФ, их составных частей, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов российской бюджетной системы.

При формировании кода бюджетной классификации РФ используется единая разрядность (20-значная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Принцип стабильности (преемственности) назначения кодов. Означает назначение кодов российской бюджетной классификации на условиях стабильности и (или) преемственности кодов российской бюджетной классификации отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

В случае изменения кодов бюджетной классификации РФ, их составных частей, являющихся в соответствии с БК РФ едиными для бюджетов российской бюджетной системы, Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации, муниципальных образований обеспечивают сопоставимость изменяемых и (или) вновь вводимых нормативными правовыми актами указанных органов кодов бюджетной классификации РФ путем составления и размещения на своих официальных сайтах в Интернете таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации РФ.

В случае реорганизации органа государственной власти (государственного органа),  органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, органа местной администрации, государственного (муниципального) учреждения или его ликвидации присвоенный ему код главы (код главного распорядителя бюджетных средств, код главного администратора доходов бюджетов) может быть использован в бюджетной классификации РФ не ранее чем через пять лет с года, следующего за годом реорганизации (ликвидации) участника бюджетного процесса.

Принцип открытости назначения кодов. Означает открытость бюджетной классификации (перечня кодов бюджетной классификации РФ, правил их установления и применения) для всеобщего ознакомления.

Правовые акты, регулирующие вопросы применения бюджетной классификации РФ, а также таблицы соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации РФ являются публичными и размещаются в Интернете на официальных сайтах органов власти, принявших такие нормативные правовые акты.

Присвоение правовым актам РФ (субъектов Федерации), муниципальным правовым актам (их составным частям), регулирующим вопросы применения бюджетной классификации РФ, а также присвоение отдельным показателям этой классификации (кодам и (или) их наименованиям) грифов ограничения доступа к информации (степеней секретности) не допускается.

Введение кодов бюджетной классификации расходов бюджетов для отражения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов, информации по которым присвоен в соответствии с российским законодательством гриф секретности, включая наименование закона, иного нормативного правового акта, договора или соглашения, в соответствии с которыми возникает расходное обязательство, а также наименования государственных программ, подпрограмм и (или) мероприятий, осуществляется Минфином России, финансовыми органами субъектов Федерации на основании обращения органа государственной власти, по решению которого информация отнесена к государственной тайне, содержащего указания на возможность включения соответствующего наименования в состав открытой информации, а в случае отсутствия таковой – модифицируемые наименования направлений расходов (целевых статей расходов бюджетов), отражающих экономическое содержание модифицируемой информации и позволяющих включить указанные наименования в состав открытой информации.

При этом модифицированные наименования, не имеющие экономического содержания, такие как “Подпрограмма 1”, “Направление расходов 2”, к включению в бюджетную классификацию расходов бюджетов не допускаются.

Бюджетная классификация является организационным началом информационной системы управления бюджетными средствами.

Она создает условия для объединения данных всех бюджетов в единый консолидированный бюджет страны, значительно снижает трудоемкость процедуры рассмотрения бюджетов, контроля за их исполнением, аккумулированием и использованием бюджетных средств по целевому назначению.

Наряду с этим появилась основа детального аналитического учета доходов, расходов, финансирования и государственного долга всех участников бюджетного процесса и получателей субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

По экономическому содержанию расходы бюджетов всех уровней подразделяются на три основные группы: текущие, капитальные, по оказанию финансовой поддержки.

Текущие расходы – это расходы на финансирование деятельности государственных или муниципальных органов власти, бюджетных учреждений и организаций. Кроме того, текущие расходы составляют государственную помощь бюджетам нижестоящих уровней в форме дотаций или субвенций, а также других доходов.

Капитальные расходы обеспечивают реализацию инновационных и инвестиционных мероприятий и программ, финансирование расширенного производства, выполнение работ по капитальному ремонту средств производства.

Расходы на оказание финансовой поддержки включают в себя расходы на предоставление кредитов в стране либо иностранным государствам.

Бюджетные средства предоставляются в нескольких формах, например, в формах ассигнований на содержание казенных учреждений; средств на оплату товаров (услуг), производимых (выполняемых) юридическими и физическими лицами по государственным контрактам; трансфертов населению; бюджетных кредитов юридическим лицам; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; кредитов иностранным государствам.

В результате реформирования бюджетного процесса в России утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации, которые направлены:

  1. на переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы и администраторов бюджетных средств;
  2. на приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);
  3. на согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов и создание предпосылок для   введения интегрированного с бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисления и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления;
  4. на приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;
  5. на применение признака (главы) администратора бюджетных средств ко всем операциям исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов).

Единство принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ обеспечивается применением единого 20-значного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов РФ, который делится на три части.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)