Античная цивилизация

Античная цивилизация, (I тыс. до н.э.) в которую принято включать: города-государства Древней Греции; древний Рим.

Основные черты государств Античной цивилизации:

  • развитие ремесла и торговли;
  • создание незначительных по размеру государств-полисов с демократическими режимами правления;
  • децентрализация хозяйства;
  • всеобщая натуральная воинская повинность;
  • отмена обязательных налогов в Древнем Риме,
  • демократизация общественного строя посредствам предоставления свободным гражданами значительных политических прав.

Одним из первых упоминаний наличия оригинальных экономических идей в Древней Греции принято считать «Законы Ликурга». О жизни Ликурга не сохранилось достоверных свидетельств. Ряд исследователей полагают, что его вымышленной личностью.

Греческая традиция относит деятельность Ликурга к IX-VIII вв. до н.э. По преданию, он разделил земли на 9 (10) тысяч наделов (клеров).

Каждому жителю был передан надел в 25-30 га. Было закреплено наследственное пользование землей, прикрепление илотов к земле. В Спарте были запрещены торговля и ремесло, установлено натуральное хозяйство и др.

Напротив, в Афинском государстве в результате реформ Солона была проведена реформа долгового права, отменено долговое рабство, ограничен ростовщический процент и т.д.

Определенный вклад в экономическое наследие Древней Греции произвел Перикл, который с 443 по 429 гг. до н.э. фактически был правителем Афинского государства. Он создавал колонии за пределами Аттики, строил флот, города, развивал промышленность, торговлю.

Оригинальными воззрениями в области экономики обладали древнегреческие философы: Сократ, Ксенофонт, Платон и Аристотель.

В V–IV вв. до н.э. они обосновали «теорию полезных искусств». К каковым относили: земледелие, медицину, военное дело и искусство управления домом или «экономию».

Данный термин был введен в употребление Ксенофонтом и происходил от греческих слов «ойкос» – дом, жилище, и «номос» – правило. Свои взгляды Ксенофонт обобщил в труде «Ойкономикс» (буквально – «Домострой»).

«Домострой» содержит ряд советов рабовладельцам по организации хозяйства. Ксенофонт считал, что физический труд показан только рабам.

Однако в тексте работы присутствуют и идеи Ксенофонта о полезности вещей, ценности орудий для ведения домашнего хозяйства и деньгах.

Известен и трактат Ксенофонта «О земледелии» (в 12 томах). Автор полагал, что сельское хозяйство – важнейшая сфера деятельности: «земледелие – мать и кормилица всех профессий». Земледелие – гуманное дело: «если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно».

Ремесло, напротив, не является важным занятием и им не пристало заниматься свободному человеку.

Интересно
Философ Платон один из родоначальников «утопизма». Он известен созданием модели идеального государства («Атлантида»), о котором автор поведал в труде «Политейя» (Государство). «Платоновская Атлантида» делило общества на сословия. В основе деления лежали три человеческие добродетели: мудрость, мужество и чувство меры.

Поэтому мудрые (философы) были призваны управлять

Государством (заботиться о процветании добродетелей, контролировать производство и потребление и распределять обязанности в обществе). Мужественные составляли сословие воинов (охрана внешнего и внутреннего порядка). Обладающие чувством меры (земледельцы) содержали общество.

Важнейшими работами Платона считаются «Государство» (380-370 гг. до н.э.) и «3аконы» (366-347 гг. до н.э.).

Платон рассматривал вопросы товарного производства. Он полагал, что в процессе обмена необходимо соразмерить стоимость разнообразных товаров. Деньги, выполняют не только функцию средства обращения, но и меры стоимости и вида сохранения богатства. Первым в истории античной экономической мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью. Важно, что за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) является основателем теории естественного права.

Экономические взгляды Аристотеля можно представить следующим образом.

Греки должны быть разделены на пять групп (классов):

  • земледельческий класс;
  • класс ремесленников;
  • торговый класс;
  • наёмные рабочие;
  • военные.

Рабы составляли отдельную группу. Они не включались в гражданскую общину. Рабство он связывал с «естественным разделением труда».

Рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам,
принадлежавшим свободным, включался в их имущество.

Аристотель призывал к усилению «среднего класса», как гарантии стабильности общества.

Философ выступал за признание частной собственности, натурализации хозяйства и переходу к земледелию как общественному занятию.

Необходимо ограничить крупную торговлю, запретить спекуляции и ростовщичество. Мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

Богатство – это совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Он выступал за справедливость обмена, истоки которой видит в арифметической пропорции.

«Обмениваемые товары должны быть равны, а в каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи».

Аристотель исследует экономическую организацию общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей делится на специализации:

  • занятие экономикой (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности – разумное личное потребление человека);
  • занятие хрематистикой (искусством наживать состояние).

«В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности».

Экономическая мысль Древнего Рима, в отличие от идей Древней Греции, носила сугубо практическую ориентацию. Ей была чужда абстрактность и философская направленность.

Так, древнеримские авторы: Катон, Варрон и Колумелла разрабатывали в своих сочинениях и трактатах практические методики организации, устройства и ведения хозяйства. Их интересовали вопросы интенсификации труда и увеличения прибыли в рабовладельческих хозяйствах (латифундиях и виллах). Они подробно рассматривали различные аспекты принуждения рабов к «сверхтруду». Римские авторы призвали отказаться от применения труда рабов только после того, как убедились в его бесперспективности, предложив внедрить в практику мелкую аренду земли и труд колонов.

Исключение, в какой-то мере, составляют братья Гай и Тиберий Гракхи подготовившие обширный проект аграрного переустройства Рима.

Во II веке до н.э. этот проект имел революционное значение. В историю экономической мысли вошел римский император Диоклетиан (III-IV вв. н.э.).

Интересно
Император осуществил ряд радикальных законопроектов, однако результативность этой политики «постоянного реформирования» единой точки зрения нет. Так, для борьбы с ростом цен и спекуляцией Диоклетиан издал «Эдикт о ценах» (301 г. н.э.).

Эдикт устанавливал максимальные значения цен на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки и фиксировал ставки заработной платы. Одновременно вводились меры против «порчи монеты». Реформа привела к обратным результатам: росту цен, инфляции, падению уровня жизни населения, дефициту и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)