Анализ готовности учителя начальных классов

Как известно, в младшем школьном возрасте активно формируется личность, закладываются основы ее духовно-нравственного воспитания и развития. В связи с этим педагогические идеи, направленные на организацию современного учебного процесса с целью присвоения обучающимся базовых культурных ценностей, становятся приоритетными.

Осваивать и внедрять ценности культуры с учетом возрастных особенностей обучающихся, их личностных интересов, уровня образования обязан учитель. Поэтому система начального образования в рамках реализации образовательных программ предъявляет высокие требования ни только к обучающимся в школе, но и к учителю, так как личностный рост обучающихся во многом зависит от личности самого учителя.

Готовый «портрет выпускника начальной школы» и его личностные характеристики с точки зрения нравственности и культуры изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандартом) , а требования к учителю начальных классов, осуществляющему культурно-просветительскую деятельность, – в федеральных государственных образовательных стандартах подготовки учите- лей (ФГОС высшего профессионального образования по направлению под- готовки 44.03.01 Педагогическое образование  и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Таким образом, реализация Стандартов предполагает умение учителями изучать, разрабатывать и организовывать культурно-просветитель- скую деятельность, формировать потребности детей и взрослых в этой деятельности. Следовательно, учитель начальных классов должны быть го- тов к осуществлению такой деятельности.

Для выявления готовности учителя начальных классов к осуществлению культурно-просветительской деятельности и использованию современных подходов нами был проведен опрос у 24 действующих учителей и 70 бакалавров 4 курса направления подготовки «Начальное образование» на понимание понятия «культурно-просветительская деятельность» и выявление знаний, умений и навыков, необходимых для ее проведения.

Интересно
Учителям начальной школы и студентам-бакалаврам было предложено ответить на вопрос: «Что вы понимаете под термином «культурно- просветительская деятельность»?» Результаты самых распространенных и схожих, по сути, ответов были сгруппированы и изображены на диаграмме 1.

Анализ показал, что некоторые респонденты ни стали долго думать и просто переформулировали вопрос в ответ (2% учителей и 42% бакалавров). Большинство учителей (86%) и некоторые студенты (29%) попытались дать ответ более ответ общими фразами и словами. 1.

Деятельность, направленная на поиск и подготовку материала по определенной теме или разделу культуры и его применение. 2. Деятельность человека или группы людей, направленная на ознакомление, обмен и обогащение культурным опытом. 3. Деятельность, направленная на культурное обогащение в какой- либо сфере.

Оставшаяся часть участников опроса (4% учителей и 29% бакалавров) написали, что они затрудняются ответить на данный вопрос. Однако все опрошенные учителя (100%) и большая часть студентов (86%) отметили важность использования этой деятельности. Оставшаяся группа опрошенных студентов (14%) написала, что они затрудняются ответить на данный вопрос.

Несмотря на то, что 100% учителей отметили важность применения культурно-просветительской деятельности в обучении, круг проводимых ими мероприятий в школе оказался недостаточно широким.

Очень малая часть учителей привела примеры, связанные с этой деятельностью на учебных предметах. В основном, как показывает опрос, вся культурно-просветительская деятельность сводится к внеклассным мероприятиям: посещению музеев, театров, проведению классных часов и родительских собраний. Но и здесь ей не всегда уделяется достаточное внимание. Учителя ограничиваются лишь проведением самого внеклассного мероприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)